суббота, 11 июня 2011 г.

Мистика Москвы. Начало


Еще и в помине не было Москвы, а уже прялась-спрядалась нить ее будущей судьбы. И притянула нелегкая князя Юрия Долгорукова, ехавшего из Киева во Владимир, не куда-нибудь, а на болото. И явилось ему знамение – посреди того болота увидал он чудище огромное, трехголовое, с шерстью разноцветной. Показавшись людям, чудесное явление исчезло, растаяло, будто и не бывало его.

Долгорукова сопровождал в пути греческий мистик. Он объяснил потрясенному князю видение. Сказал, что встанет в этих местах великий град треугольный, а вокруг распространится царство преогромное. Шкура же разноцветная означает, что притекут в тот град люди со всех краев земли.

Оставив болото позади, добрался Долгорукий до поместья боярина Кучки. Хотел он было здесь остановиться, да только Кучка принять князя отказался. Мало того, он еще и задел Долгорукова, заявив, что из ближайших вотчин стекается к нему, к Кучке, столько беглых, что станет он вскоре вровень с Юрием.

И вам бы такое ухарство не понравилось, а уж Долгорукий и вовсе стерпеть не смог. Приказал он Кучку «ухватити и смерти предати».

Сказано – сделано. Город быстро взяли, а Кучка, хоть и сумел убежать в лес вместе с воеводой своим Букалом, а все ж не избежал смерти – поймали его и убили.

На том кровавая история не кончилась. У Кучки остались дети. Долгорукий не только пощадил их, но и выдал дочь Кучки, Улиту, за сына своего, Андрея Боголюбского. А сыновей убиенного боярина взял себе в слуги. Не знал он, чем это обернется, зато его ошибка станет уроком именитым его потомкам. Но продолжим.

Прошло много лет, и однажды в лесу Улита повстречала отшельника. Им оказался тот самый воевода Букал, с которым Кучка спасался от дружинников. Букал рассказал Улите, как погиб ее отец.

Разгневанная женщина вернулась в Москву – город уж отстроили – и рассказала обо всем братьям. Долгорукий к тому времени умер, и отомстить за смерть отца дети Кучки решили Андрею Боголюбскому, хоть и был он, как вы помните, мужем Улиты.

Вот дождались дети Кучки, когда князь отправился на охоту, да там его и подстерегли. Боголюбский сумел уйти от преследователей и спрятался, чтобы переночевать, в сруб-могилу. Наутро Кучковичи решили взять на поиски любимого пса князя. Он-то, радостно виляя хвостом, и нашел хозяина. Боголюбского убили, и власть на Москве снова перешла к Кучковичам. Но ненадолго.

Слуга Андрея рассказал о лютой смерти князя брату Боголюбского – Даниилу Киевскому. Пришел тот на Москву с войском, и выдали ему москвичи Кучковичей. Казнил Даниил обоих братьев и сестру, да на том не остановился. Чтобы никогда не обрели их души покоя, приказал он тела убийц земле не предавать, а пустить их в берестяных коробах в озеро.

Так появилось первое связанное с Москвой привидение. Короба те берестяные, как гласит легенда, и сейчас еще по ночам всплывают на поверхность озера, получившего с тех пор имя «Поганое». И остается без ответа вопрос – это месть неверным москвичам или даже вода не принимает тела злодеев.

*****************************************************************************************************************


В древности Москва была небольшим поселением, обнесенным деревянным тыном. Сразу за ним тянулись луга, поля и заросшие лесом холмы. Чтобы добраться от Москвы до ее окраинны лошади, требовалось полдня, а пешком и того больше.
В XII-XIII веках вокруг Москвы появляются посадские поселения или, как его тогда называли, "подол". "Подол", по сведениям историков, продолжался до самого берега Москвы-реки, т.е. местность Тропарево-Никулино уже тогда располагалась недалеко от московских поселений, а близлежащие дороги связывали ее с Москвой.
В то время, а также в более поздние времена, Москву окружал густой лес, в старину такой лес назывался "бором". Видимо, поэтому дорогу, проходившую рядом с Тропарево, назвали Боровской.
Первые поселения на этой территории начали возникать там, где был пологий берег реки, где людям было удобно ловить рыбу, пасти скот, охотиться в лесу; лес воспринимался как естественная защита жилищ и посевов от ветра.
Рельеф в этой местности был сложен. Представление о нем дает описание, содержащееся в одной из писцовых книг: "По конец усадебного врага яма, вниз врагом через излучины 250 саженей до другой водомоины, которая пришла в тот враг от пустоши Захаровой с левой стороны, налево вверх той водомойную 205 саженей до ямы, что у лоску, который лоск меж поль села Тропарево до пустоши Чернцовой, направо круто тем лоском 100 саженей вверх тем же лоском 75 саженей до дорошки из Тропарево на Боровскую большую дорогу...".


Комментариев нет:

Отправить комментарий